Художник Григорий Чорос - Гуркин
Алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин.
Мы редко, очень редко задумываемся о гениальности. И дело совсем не в том, что мы её не понимаем, у нас самих очень сложная и напряжённая жизнь: мы живём в обществе с большими социальными перегрузками. И мы правильно хотим жить хорошо: хороший дом, хорошие деньги, нормальная машина, еда… Нормальные современные хорошие социальные стандарты. Мы хотим быть людьми.
Но мне думается, что гении открывают нам такие стороны жизни, о которых мы не подозреваем, потому что они идут впереди своего времени. Мы живём в обществе, которое является одним целым социальным организмом, и гений придирчивым взглядом оглядывая его хорошо начинает видеть те риски, которые в нём существуют, и которых мы не видим.
Гении двигают наше общество и нашу цивилизацию вперёд. И одним из таких гениев был гениальный Алтайский художник Георгий Иванович Чорос-Гуркин.
Что нового он сказал человечеству ? Он поведал миру о гениальном совершенстве красоты природы Горного Алтая. Он рассказал нам о том, что она (природа) нам нужна в нашей жизни полной проблем и сложностей, в которой нам сложно выживать и существовать.
Кстати, вот эти его слова, которые так часто цитируют в нашем “бизнес обществе” предупреждают как раз нас и об опасности того “бизнес общества”, в котором мы живём. Вот эта цитата полностью:
Художник Григорий Чорос-Гуркин - Painter Choros-Gurkin |
“По понятию алтайцев язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях Алтая, он не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырьё, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев - язычников Алтай - живой дух, щедрый, богатый, исполин - великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие… Он живой кормилец - отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озёра - это его глаза, смотрящие во вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор…”
СОБРАНИЕ КАРТИН Г.И. ЧОРОС - ГУРКИНА ХРАНИТСЯ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ А. В. АНОХИНА (ГОРНО-АЛТАЙСК).
Многие факты биографии художника просто потрясающие. Родился 1870 году в селе Улала (теперь Горно-Алтайск). 1878 класс иконописания Алтайской духовной миссии. Работал учителем, занимался иконописью в Улале и Бийске. Женился на русской.
Григорий Иванович Чорос-Гуркин алтаец из рода Чорос. В 27 лет он едет в Петербургскую Академию Художеств. Аудиенция у президента Академии И.И. Толстого (прекрасная традиция, сейчас ректор и проректор часто не в курсе, кто учатся у них в вузах, за исключением некоторых высокопоставленных деток), который посоветовал ему показать свои работы художнику И.И.Шишкину. Недавно я любовалась картиной Шишкина “Три Медведя” среди потока рекламы городского журнала “ТЕЛЕСЕМЬ” её использует как фон кафе “Тальянка”. И была потрясена её красотой. Эта медведица с тремя медведями просто потрясающе современно смотрится. Больше ни одна реклама не дотягивается до её уровня, и я говорю не только о дизайне.
И Гуркин вот что услышал от художника Шишкина: “Зачем вам Академия ? Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите сюда и пишите со мной. То есть он не был принят в Академию Художеств, но стал учиться и работать в мастерской Шишкина. Художник Шишкин оценил гениальность Гуркина и позволил таланту нежно расти... Вы часто принимали участие в чьей-нибудь гениальности ? Другой, например, писатель Юрий Олеша написал о человеческой зависти целый роман “Зависть”.
После смерти И.И. Шишкина Гуркин возвращается на Алтай. На следующий год Гуркин снова едет в Петербург и подаёт заявление в Академию о зачислении его в мастерскую А.А. Киселёва. И становится вольнослушателем. Однако, большую часть своего времени проводит на Алтае.
Лишь в 1904 году Гуркину разрешают представить его картину на соискание звания художника.
В 1919 году Гуркина арестовывают Колчаковцы, далее Монголия, Тыва...
В 1920 - 1930 годы художник Чорос-Гуркин иллюстрирует народный алтайский эпос.
1937 году - расстрелян. Реабилитирован в марте 1956.
С 1903 года жил в селе Анос на берегу реки Катунь у горы Ит-Кая, где построил дом и мастерскую.
Село Анос - Дом музей Г.И. Чорос-Гуркина.
Первая персональная выставка Георгия Ивановича прошла в Томске 1907 - 1908 г, на которой было представлено более 308 картин, где многие полотна были посвящены именно красавице Катуни.
Далее выставки в Иркутске, в Красноярске в 1910 году. В 1911 в Барнауле. В марте 1915 в Томске…
Например, картина “Озеро Горных Духов” поражает не только своим иконным сиянием, в ней присутствует редчайшая гармония цвета и композиции. Вся художественная система картины принципиально новая в живописи. Её открыл и создал именно художник Чорос-Гуркин. Это божественная живопись. Не зря когда-то русский крестьянин, заходя в избу, крестился перед иконой, на которых были Бог или Пресвятая Богородица. Для Гуркина природа Горного Алтая тоже божественна. Но, к сожалению, она не божественна для нас...
Нашему обществу нужно перестать стряпать липовые приговоры по любому поводу. Это главная беда русского общества. Нужно научиться не трогать гениев, на самом деле они нам очень нужны. Мы можем очень опоздать с этим своим пониманием в своей жизни. Сейчас нашему “бизнес обществу” пришло время понимать слова Гуркина о гениальности и совершенстве природы Горного Алтая именно потому, что природа Горного Алтая это лучший бизнес проект, который создала сама природа для нас, и этот проект природы способен накормить и напоить весь Алтай в перспективе на много миллионов лет вперёд… Не один бизнес проект современности не может соперничать с ней (с природой) и не только, потому что он убивает и грабит природу) прежде всего, потому что он одноразовый, для узкого понимания слова прибыль, или сиюминутного обогащения узкого круга людей.
Вслушаемся в голос вечности, которым говорит сама природа Горного Алтая, голосом гениального художника Чорос - Гуркина:
“БЫТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЕМ КРАСОТЫ ТВОЕЙ, ВЕЛИКИЙ ХАН АЛТАЙ”
Ну, хватит самым примитивным образом выколачивать из планеты и из Горного Алтая, выколачивать самым примитивным путём сверх прибыли ( сиюминутные прибыли, которые быстро испаряются ). Зато природа потом после такой одноразовой прибыли исчезает навсегда.